31/7/2023
Закупать серверы или использовать «облако»? Какие риски есть в каждом из этих подходов? Как помирить тех, кто платит по счетам в компании и тех, кто может запустить дорогой ИИ-сервис на десять минут, забыть про него и обеспечить к концу месяца непредвиденные расходы организации?
Облако даёт компаниям гибкость и мощность, но может легко выйти из-под контроля. Как приручить этого опасного зверя?
Сегодня многие компании сталкиваются с необходимостью модернизации устаревающей ИТ-инфраструктуры. В 2022 году во всём мире компании закупили серверов на более чем 122 млрд долларов, подсчитали IDC. В России по итогам 2020 года этот рынок достиг $1,32 млрд, увеличившись на 18,2% в сравнении с 2019-м. В 2023 году вырос спрос на подержанное серверное оборудование. производители техники ожидают увеличение спроса на сервера и СХД в 2-3 раза. Цены на оборудование ожидаемо могут вырасти. Компании рассматривают облако как альтернативу закупке собственного «железа».
«У компании всегда есть риск купить недостаточное количество техники, а затем докупать её по другим, более высоким ценам, или же купить слишком много – тогда серверы будут недозагружены или вовсе окажутся на складе», – говорит Павел Токарев, Директор по технологиями и инновациям «Инферит Клаудмастер».
Переход на облачные сервисы позволяет компаниям избежать больших начальных капиталовложений (CAPEX) в покупку серверного оборудования и программного обеспечения. Вместо этого они платят только за фактическое потребление ресурсов – в этом случае расходы на ИТ-инфраструктуру переходят в категорию операционных расходов (OPEX).
Уменьшение CAPEX и перенос затрат на инфраструктуру в OPEX – это, в первую очередь, финансовая гибкость. Параллельно с этим компания получает возможность запускать любое количество серверов на любой срок, будь то минуты, дни или годы.
«Конечному пользователю в принципе не нужно знать, какое аппаратное обеспечение используется и на какой операционной системе работает, например, база данных, они лишь используют сервис для решения своих задач. Крупнейшие «облачные» провайдеры в этом смысле далеко ушли от большинства компаний в плане предоставления различных PaaS и SaaS сервисов – от баз данных до платформ машинного обучения», – рассказывает Павел Токарев.
Плюс собственной приватной инфраструктуры в том, что за сервер уже заплачены деньги, и потому можно запускать сколько угодно виртуальных машин, пока есть место. Дополнительных затрат не будет.
А провайдеры облачных услуг выставят счёт в конце месяца. Есть вероятность, что специалист запустил в течение этого периода дорогой сервис, скажем, по машинному обучению. Сервис мог быть нужен всего на несколько минут, но его вовремя не остановили и не удалили, и в результате он фактически проработал несколько дней.
Разработчик вряд ли понесёт финансовую ответственность за такую ошибку, но владельцу бюджета будет не очень приятно узнать о непредвиденных и, возможно, больших расходах. Согласно исследованию Flexera, опубликованному в 2023 году, превышают бюджет на облачные сервисы 45% компаний, и при этом 28% из затрат на «облако» компании считают неэффективными.
Поэтому контроль расходов должен выходить на первый план при использовании облачных сервисов. В том же отчёте говорится, что для 62% опрошенных именно оптимизация расходов на облако является главной задачей.
Грамотный подход к использованию облака позволит максимально эффективно расходовать средства и избежать перерасхода бюджета.
Как же оптимизировать затраты на облако и избежать неприятных сюрпризов при получении счетов? На помощь приходит концепция FinOps – сочетание финансовых и технических практик для управления расходами на облако. Этот подход объединяет финансовые и ИТ-процессы для оптимизации расходов на инфраструктуру и достижения максимальной эффективности использования ресурсов, определяет диалог между финансовыми службами, ИТ-отделом и другими подразделениями, способствует развитию общего понимания и целей. Прозрачность затрат позволяет устранить потенциальные конфликты интересов между финансовой службой и ИТ-департаментом и обеспечить баланс интересов разных подразделений компании.
а) Специалисты часто запускают избыточно мощные виртуальные машины, чтобы всё было «быстрее и надёжнее». Например, для небольшого тестового стенда выделяют сервер с 64 Гб памяти и 32 ядрами или закладывают много мощности на production-машины, которые работают 24/7.
б) Забывают вовремя останавливать ненужные виртуальные машины, останавливать ненужные сервисы, удалять неиспользуемые артефакты (диски, балансировщики, публичные IP) после завершения работ. Серверы простаивают, но продолжают тарифицироваться.
Компания в любом из этих случаев будет нести необоснованные с точки зрения бизнеса затраты на «облако». Есть решение – ограничить свободу использования мощностей. Но тогда преимущества «облака» теряются! Необходим подход, который помирит тех, кто традиционно несет ответственность за расходы (это, например, финансисты) и тех, кто тратит деньги на «облако» (например, DevOps и «разработка»). Последние получат возможность решать свои задачи при достаточной гибкости и свободе выбора мощностей, а первые – прогнозировать и оптимизировать расходы, связанные с бизнес-задачами.
Фактически, коммуникация – это определение того, что такое FinOps.
Один из принципов FinOps – своевременная отчётность для всех заинтересованных лиц. Для каждого, кто так или иначе работает с инфраструктурой, она должна быть настроена индивидуально. Рассмотрим на примере «Инферит Клаудмастер» для Yandex Cloud. Платформа предоставляет детальные отчеты о затратах на облако с распределением по проектам, сервисам, подразделениям.
Платформа с помощью единого мультиоблачного дашборда Coster легко и быстро предоставит информацию о бюджетах и расходах по всем облакам, поможет найти ресурсы, которые приводят к перерасходам бюджетов, предложит пути оптимизации благодаря уникальному алгоритму, предоставит отчёты по расходам в разных бизнес-срезах.
Финансовый отдел может отслеживать общий бюджет на облако и его расходование по направлениям – разработка, тестирование, R&D и так далее. А менеджер проекта увидит только затраты на ресурсы, используемые в его проекте (т.н. showback - важная составляющая практики FinOps).
Подход FinOps не о том, чтобы просто сократить расходы на облако. Его цель - обеспечить эффективное использование облачных ресурсов для развития бизнеса.
Да, на начальном этапе оптимизации можно сэкономить 10-30%. Например, выявив неиспользуемые виртуальные машины или избыточные мощности. Однако, в долгосрочной перспективе такая стратегия не работает. Компания достигает «потолка» экономии, но при этом тормозит свой рост и инновации из-за недостатка гибких ресурсов.
По-настоящему «зрелый» FinOps помогает бизнесу расти быстрее, даже если расходы на облако при этом увеличиваются. Вернее, они и должны увеличиваться!
Например, компания планирует утроить выручку за счет запуска новых цифровых сервисов. Для этого может потребоваться масштабирование инфраструктуры и использование более дорогих, но производительных облачных ресурсов. В итоге затраты на облачную инфраструктуру тоже вырастут, но всего в 1,5-2 раза.
Главной метрикой успеха будет стоимость облака в рамках юнит-экономики (unit economics) компании: в пересчете на один юнит - единицу услуг компании или клиента – стоимость облака должна снижаться.
Таким образом, FinOps не просто про экономию расходов на облако, а про умную оптимизацию ради роста бизнес-показателей компании, её прибыли.
FinOps держится на трёх «китах», трёх этапах с точки зрения фокуса и активностей, выполняемых в цикле.
На этом этапе собирается отчётность для стейкхолдеров, привязка к бизнесу – проектам и продуктам, выявление трендов и аномалий, сравнение показателей (внутреннее и внешнее), showback (затраты на ресурсы, использованные в конкретном проекте), поиск ненужных расходов – неиспользуемых, но оплачиваемых ресурсов и сервисов.
Ключевая функция этого этапа – применить разработки с первых двух, понять, что можно улучшить, договориться о том, как в следующем цикле ещё более эффективно использовать облако.
Один из ключевых посылов FinOps заключается в том, что это практика: невозможно, не нужно и даже отчасти вредно внедрить FinOps один раз и навсегда. Но при этом можно получать быстрые ощутимые результаты от внедрения отдельных активностей или подходов FinOps. FinOps призывает начинать с малого и постоянно улучшаться – можно сравнить его с подходом DevOps в разработке (отсюда и концептуальное сходство в именах практик).
«Если в компании кто-то – это может быть DevOps-ер, например – сделал несколько отчётов по затратам на облако для себя, своей команды и, скажем, бухгалтера, и обновляет их по обратной связи от пользователей, уже можно говорить, что такая компания практикует FinOps», – говорит Павел Токарев.
Отсутствие полной детализации в счетах от облачного провайдера: есть общая стоимость за все используемые мощности, но из них не понятно, кто именно и в каком количестве использовал ресурсы.
Клаудмастер позволяет понять, какой юнит и в каком проекте использовал ресурсы, а также сколько ресурсов было утилизировано в отчетном периоде.
100% прозрачности в расходах на облака и ведении бюджета. Встроенные отчеты показывают затраты каждого бизнес-юнита, команды или проекта в режиме реального времени и позволяют контролировать риски перерасхода IT-бюджета.
Расходы на потребляемые ресурсы ощутимо выросли по сравнению с предыдущими периодами.
Клаудмастер помогает сократить затраты на облака предлагая рекомендации на основе собственного алгоритма для оптимизации ресурсов.
Оптимизация расходов на облако до 20% без потери производительности на второй месяц использования.
Внедрение FinOps – это не разовое мероприятие, а практика, постоянный процесс оптимизации облака под задачи бизнеса. Регулярный анализ метрик и взаимодействие команд - залог успеха. В итоге компания сможет разово сэкономить до 30% затрат на ИТ-инфраструктуру, получит гибкость использования облака со сниженным риском выхода за рамки бюджета, обеспечит для своих специалистов доступ к инновационным технологиям облачных провайдеров, повысит эффективность работы собственного ИТ-отдела и, кроме того, сможет сократить сроки вывода цифровых продуктов и сервисов на 80%.
Что такое «гиперскейлеры»? В чём их особенность, отличие от «облачных» провайдеров? Какие преимущества бизнес получает от использования гиперскейлеров и облаков? Как они влияют на доступность технологий? Что дешевле — облако или собственный ЦОД? Читайте ответы на эти и другие вопросы в статье Павла Токарева, директора по технологиям и инновациям «Инферит Клаудмастер».
Клиенты хотят получать от провайдеров не просто инфраструктуру, а готовые к использованию прикладные системы и платформы для самостоятельной разработки. «Инферит Облако» фокусируется на предоставлении импортонезависимых платформ виртуализации и развитие готовых преднастроенных решений для работы с большими данными, машинным обучением и искусственным интеллектом по подписке, воплощая концепцию Cloud-as-a-Marketplace.
Технический директор "Инферит Облако" Сергей Андриевский раскрывает секреты создания по-настоящему суверенного облака. От российских ЦОДов до OpenStack: как отечественные технологии меняют правила игры на рынке облачных услуг? Узнайте, почему бизнес выбирает независимость и какие преимущества получает от полного импортозамещения в облаке.