15/4/2025
Вы листаете ленту, ставите лайки, запускаете приложения — кажется, за этими опциями стоит лишь работа программистов. Но на самом деле это результат труда сотен специалистов из разных областей. Инженеры годами совершенствовали микросхемы, чтобы устройство не перегревалось в кармане. Физики и химики разрабатывали материалы для экранов, которые не бьются от первого падения. Создатели языков программирования придумывали инструменты, чтобы софт работал быстро и без глюков. Но есть те, чья работа заметна сразу, — дизайнеры. Именно они превратили сложные технологии во что-то интуитивно понятное, а функциональность — в эстетику. О том, как развивался дизайн-язык и для чего он нужен, поделилась Анастасия Астафьева, графический дизайнер «Инферит».
1980-е: Memphis design и «цифровой панк»
Дизайн-языки в ИТ — это не про скучные гайдлайны. Это про бунт. Взять хотя бы Memphis design — стиль, рожденный в 1981 году под треки Боба Дилана и The Clash. Яркие геометрические формы, кислотные цвета, хаотичные узоры — так выглядел цифровой панк-рок. Nintendo Entertainment System (NES) с её «рифленым» корпусом и красной кнопкой POWER — прямой наследник этой эстетики.
Но тут случился парадокс: чем сложнее становились технологии, тем строже делали интерфейсы. К 1990-м пользователи устали от визуального шума. Появился Snow White design language от Frog Design — минималистичные линии, скругленные углы, «теплый» пластик. Именно этот стиль позже вдохновил Apple на создание Macintosh.
2000-е: Рождение системного подхода
Вспомните Windows XP с её «акварельными» кнопками и градиентами. Это был первый массовый дизайн-язык, который пытался быть «дружелюбным» к пользователю. Но настоящая революция случилась позже:
«Собери интерфейс из компонентов» — звучит как игра в конструктор. На деле же это ближе к алхимии. Возьмем создание кнопки. Казалось бы, что тут сложного? Но в дизайн-системе IBM Carbon для кнопки прописано:
И это только одна кнопка! А теперь умножьте на 150+ компонентов. Получается цифровой «Библиокодекс» толщиной с «Войну и мир».
Секретный ингредиент: почему дизайн-системы — это про экономику.
Когда Spotify перешла на собственную систему Encore, время создания нового фича-ролика сократилось с 3 недель до 3 дней. Как?
В 2021 году банковское приложение Revolut получило Red Dot Design Award — аналог «Оскара» в дизайне. Жюри отметило не только удобство, но и микровзаимодействия:
Но главная награда — это когда ваш дизайн становится мемом. Вспомните «Скевоморфизм vs Flat Design» — священные войны 2010-х. Apple специально делала иконки Calendar и Notes похожими на кожу и бумагу, чтобы пользователи из 2000-х не пугались цифрового будущего.
Когда в 2023 году Midjourney генерирует интерфейсы по текстовому запросу, а в конце марта 2025 года в соцсетях разразился новый тренд «День в стиле Ghibli», когда пользователи генерируют картинки в стиле аниме (и мы тоже попробовали, кстати!) кажется, что дизайнеры вот-вот останутся без работы. Но нет — именно сейчас их роль критически важна.
Потому что:
Дизайн-язык — это не про пиксели. Это про то, как сделать так, чтобы технология служила человеку, а не наоборот. Как сказал Хартмут Эсслингер (автор Snow White design): «Хороший дизайн — когда пользователь даже не замечает, насколько всё продумано».
P.S. А теперь посмотрите на иконку настроек в вашем телефоне. Видите, как шестеренка слегка «дышит» при прокрутке? Вот за это и платят дизайнерам.
А про "Дизайн-язык в ИТ: историческая перспектива и современное значение" Настя рассказала Компьютерре - статья тут!
Эксперт "Инферит Облако" раскрывает, как облачные технологии становятся непробиваемым щитом для бизнеса. Встроенная защита на сетевом и транспортном уровнях, работающая 24/7, теперь доступна клиентам без дополнительных затрат. Узнайте, почему современное облако оставляет локальные решения далеко позади в гонке кибербезопасности.
После 2022 года начался массовый отток из РФ привычных нам зарубежных вендоров ПО. Российский бизнес стал массово импортозамещать программное обеспечение, на котором работал десятилетиями. Одними из самых частых вопросов при замещении операционных систем стали: «Какую ОС выбрать? Какая из 15 существующих ОС безопаснее и больше подойдет для решения наших задач?». На вопросы отвечает Максим Фокин, руководитель направления сертификации и безопасной разработки ОС «МСВСфера», преподаватель кафедры ИУ-8 МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В 40-х годах прошлого века человечество только начинало использовать первые ракеты для полетов в космос. Сегодня 3D-принтеры печатают детали для спутников прямо в космосе, а искусственный интеллект анализирует данные с телескопов и предупреждает о космических угрозах. Как технологии помогают осваивать космос, Валерия Стопичева рассказала в статье спецпроекта "Инферит" и "Компьютерра" - История ИТ. Космос.