29/6/2023
ИТ‑отделам компаний приходится выбирать оптимальную ИТ‑архитектуру при развёртывании системы управления ИТ‑инфраструктурой. Но какой из трех основных видов — клиент‑серверная, хаб‑архитектура или пиринговая сеть — является идеальным решением?
Для ИТ‑специалистов важно поддерживать актуальность данных и оперативно решать поступающие в хелпдеск запросы, выполнять SLA. Для ИТ‑директоров нужны достоверные данные для принятия правильных управленческих решений, распределения бюджета на оборудование и ПО.
В статье рассмотрим достоинства и недостатки каждого из типов архитектур и объясним, почему конвергентная ИТ‑архитектура станет лучшим выбором.
Клиент‑серверная ИТ‑архитектура — это распределённая система, в которой функциональность разбивается на две логические части: клиентскую и серверную. В такой архитектуре клиент обращаются к серверу с запросом, сервер отвечает на запрос и предоставляет необходимые данные или услуги клиентам.
Клиент в данном случае — это и стационарные, и мобильные устройства или приложения, которые запрашивают данные у сервера. А сервер представляет собой центральное устройство, которое выполняет вычисления и управляет доступом к данным.
В ИТ‑инфраструктуре, основанной на клиент‑серверной архитектуре, возникают сложности при большом количестве устройств — для каждого сервера оно ограничено. При использовании стандартного канала связи система может отключиться на 14 тысячах устройств, а в лучшем случае сервер обеспечит работу 65 тысяч конечных точек.
Также возможна перегрузка трафика в случае, если большое количество клиентов одновременно отправляют запросы на одну и ту же услугу на сервер. Это называется «сетевой шторм». Затраты на данную инфраструктуру будут высоки, так как необходимо закупать новые серверы, увеличивать их производительность.
Клиент-серверная архитектура особенно актуальна в случаях, когда сотрудники перемещаются за пределы корпоративного периметра и используют ноутбуки и планшеты. В таком случае мобильный гаджет будет скрыт за сетевым устройством.
Таким образом, данный тип ИТ-инфраструктуры характерен, например, для ритейла – ведь сотрудникам необходимо выезжать на встречи с клиентами и партнёрами.
В хаб‑архитектуре множество конечных точек — устройств, компьютеров — объединены через центральный узел, то есть хаб. Хаб играет роль посредника: он обеспечивает связь между точками. Главный принцип этого типа ИТ‑архитектуры — централизованное управление и контроль.
Каждый хаб создаётся под определённое число устройств или в рамках площадки — например, подсети. Он функционирует самостоятельно и передаёт данные распределённо во времени в центральный узел, от уровня к уровню. Одновременно передавать данные нельзя — в этом случае произойдёт DDoS‑атака.
Хаб‑архитектуру используют в компаниях, ориентированных на обеспечение высокого уровня информационной безопасности. Организация создаёт закрытую локальную вычислительную среду, где сотрудники работают за стационарными компьютерами.
Данный вид архитектуры позволяет централизованно управлять и контролировать доступ к данным, предотвращать утечки.
Благодаря децентрализации пиринговые сети передают данные в реальном времени. Элементы данной архитектуры независимы. Сервер также является независимой единицей. Благодаря этому при выходе из строя какого‑либо узла система остаётся стабильной: MESH‑алгоритмы перестраивают маршрутизацию.
Пиринговая сеть позволяет поддерживать очень много устройств. Её можно фрагментировать на части, которые будут работать независимо, но знать о наличии других единиц. Такая архитектура упрощает масштабирование: можно легко добавлять новые клиенты в сеть. Кроме того, данный тип архитектуры упрощает обмен файлами.
Стоимость развёртывания снижается, так как нет необходимости вкладывать деньги в центральные серверы и платить штатному администратору.
Таким образом, пиринговые сети — проще и надёжнее двух описанных выше типов ИТ‑архитектур. Но они не работают в сетях, где есть любые сетевые ограничения, условия на передачу данных.
Данный тип архитектуры можно применять в любых отраслях, где необходимо распространять обновления на программное обеспечение.
Конвергентная архитектура позволяет собирать инвентарные данные даже в случае, если у организации есть несколько десятков тысяч различных устройств — и мобильных (планшеты, ноутбуки), и стационарных, и все эти устройства работают в разных сетях.
Организации такой подход позволяет решить любые задачи управления ИТ‑инфраструктурой, а также кибербезопасности. Данные в такой архитектуре передаются периодически — например, каждую секунду — на серверы управления.
С точки зрения стабильности и информационной безопасности конвергентная архитектура превосходит вышеупомянутые примеры. Взлом любого из сегментов не не приведёт к краху системы, так как уязвимость не будет распространяться через центральный сервер.
«С 2011 года мы помогаем компаниям собирать данные и постоянно видим сложности, с которыми сталкиваются ИТ‑специалисты. Зачастую все упирается в архитектурные ограничения. У кого‑то гео‑распределённая организация, а у кого‑то есть закрытые периметры и жесткие требования ИБ‑подразделения к инструментам и методам сбора данных. Ограничений много, а задачи решать нужно. Поэтому мы создали конвергентную архитектуру, чтобы закрыть задачи наших клиентов даже при самых сложных ИТ‑ландшафтах», — рассказывает Василий Гурьев, директор «Инферит ИТМен».
В конвергентной архитектуре объединяются преимущества клиент‑серверной, хаб‑архитектуры и пиринговых сетей, а их недостатки сводятся к минимуму.
Данный тип архитектуры предполагает передачу данных в режиме реального времени, поддерживает большое количество конечных точек — не имеет ограничений на количество устройств, и одновременно обеспечивает работу в закрытых, ограниченных сетях.
Поэтому конвергентная ИТ‑архитектура имеет потенциал стать стандартом в корпоративной среде.
Искусственный интеллект стал ключевым элементом реального мира, проник в каждую сферу нашей жизни. Мировые ИТ-лидеры уверены, что человечество ожидает глобальная перестройка: искусственный интеллект изменит привычный мир. Масштабные увольнения (например, переводчиков из Duolingo) и забастовки сценаристов мы уже видим. И пока одни боятся потерять работу, другие переходят на сторону алгоритмов и начинают их обучать, понимая, что сопротивление абсолютно бессмысленно. Погрузимся в видение будущего многоликого ИИ - от конкретных технологических решений до глобальных философских и этических проблем, связанных с прогрессом в области ИИ.
На вопросы журналиста TAdviser отвечает Максим Фокин, Директор департамента сертификации и безопасной разработки ОС «МСВСфера» (входит в экосистему «Инферит», ГК Softline)
Облака развиваются — в 2022 году российский облачный рынок вырос в 1,5 раза до 86 млрд рублей, а в 2023-м — до 121 млрд. Максим Мантуров, директор облачных продуктов «Инферит», раскрывает вопрос одной из наиболее проблемных тем в ИТ — распределение зон ответственности в облачной инфраструктуре.