16/4/2024
Это связано не только с законодательными инициативами, предписывающими государственному сектору переходить на импортозамещенный софт, но и с массовым уходом зарубежных вендоров. Даже если на данный момент нужное поставщик ПО продолжает продавать лицензии и оказывать техническую поддержку, в любой момент вендор может прекратить сотрудничество и остановить продажу. Также нет уверенности, что в ближайшие годы не появится закон о запрете использования зарубежного софта для частных компаний.
Предпочтительнее проприетарное ПО, а не Open Source. Это связано с требованиями информационной безопасности, а также с более сложными эксплуатационными характеристиками Open Source-решений в нише системного инфраструктурного ПО, то есть бизнесу нужно будет вносить серьезные доработки. Однако если ресурсы компании позволяют задействовать ИТ-специалистов для «кастомизации» ПО или требования ИБ не столь категоричны, подойдет и Open Source.
Инвентаризация ― регулярный процесс по сбору данных с ИТ-инфраструктуры, идентификации устройств, ПО, пользователей и последующей поставкой собранной информации в CMDB и BPMS-системы. Это ключ к контролю инфраструктуры. Рассмотрим критерии, которые ИТ-специалисты должны учитывать при анализе ПО для инвентаризации.
Софт должен работать на больших объемах и с высокой скоростью собирать данные даже с парка в 200 000 устройств и больше. Лучше выбирать ПО, которое собирает данные скриптами, а не «пакетным» методом без возможности внесения изменений. Скрипты могут достать максимальное количество информации об устройстве, установленном на нем ПО и связать с пользователем. Это более гибкая и мощная технология, которая не ломается на сверхбольших объемах.
Также не менее важно, чтобы софт поставлял данные об ИТ-инфраструктуре для разных типов потребителей в структуре компании. Не только системные администраторы и специалисты техподдержки в крупном бизнесе будут запрашивать актуальную информацию об устройствах для решения рутинных задач. Данные понадобятся другим командам: ITSM-менеджменту, ИТ-инженерам, бухгалтерии, менеджерам и руководителям. На основании собранных данных разные подразделения получат единую информацию, поэтому необходим софт, который умеет не только быстро собирать данные, но при этом связывать объекты инвентаризации без искажения и дублирования.
Бывают ситуации, когда компания не имеет реального представления о своей ИТ-инфраструктуре. Многие предполагают, что у них простая клиент-серверная инфраструктура, которая подразумевает прямое взаимодействие клиента с сервером и базами данных. Простое ПО для инвентаризации обойдет такую инфраструктуру и соберет информацию со всех конфигурационных единиц.
Но потом при внедрении закупленного софта для инвентаризации выясняется, что в компании есть не только клиент-серверная инфраструктура, но и сложная закрытая хабовая модель. В этом случае далеко не каждое ПО справится. Именно поэтому крупному бизнесу с разветвленной инфраструктурой, разнотипными устройствами и гео-распределением по разным городам и странам нужно ориентироваться на систему инвентаризации с гибкой гибридной (конвергентной) архитектурой.
При этом важно не забывать про требования ИБ ― софт должен быть безопасным и обходить закрытые участки без «взлома».
На старте проекта по внедрению нужно учесть, что система инвентаризации должна уметь идентифицировать устройство как единый объект независимо от того, из каких источников информации о нем поступили данные.
Если софт для инвентаризации не умеет идентифицировать устройства, в системе появляются десятки дублей, что искажает картину об ИТ-инфраструктуре. Например, если переводят сервер на zabbix или SolarWinds, софт должен «соединить» информацию о нем и показать в системе как одно устройство.
Это важно для отдела, который занимается учетом ИТ-активов и выдачей оборудования, чтобы видеть корректную историю изменения устройств. Специалистам информационной безопасности нужно отслеживать «мертвые души», то есть уволенных сотрудников компании, которые до сих пор привязаны к ПК.
Если система инвентаризации не может нормализовать и адаптировать собранные данные, то в CMDB возникает хаос. В этом случае есть пару нюансов:
Для этого в ПО для инвентаризации должен быть конвейер обработки данных, который включает их сбор, идентификацию в системе, нормализацию и обогащению с помощью собственной библиотеки ПО.
Софт для инвентаризации должен проводить сетевую инвентаризацию и сетевой дискаверинг, то есть собирать данные по устройствам с SNMP-протоколом, идентифицировать по типу и находить устройства в сети. К типам устройств относятся принтеры, коммутаторы, телефоны, бесперебойники и т.д.
В сетевой инвентаризации есть два класса решений:
Крупные компании постепенно переходят с Windows на экосистему Linux. В Windows было единое хранение данных, стандартизированные списки и дистрибутивы, поэтому собрать информацию и идентифицировать разные версии ОС в системе инвентаризации было легко. В Linux путь к стандартизации данных только начался. Нужен софт, который может собрать все параметры: версии, пользователи, дистрибутивы. Стандартные инструменты инвентаризации не могут идентифицировать разные версии, например, защищенной ОС Astra Linux и RedHat.
Софт для инвентаризации должен собирать данные не только с физических устройств и установленного на них ПО, но и со средств виртуализации, машин и контейнеров. Наиболее распространенные системы виртуализации (гипервизоры) — Hyper-v, VMWare, Xen, KVM, zVirt.
Такой осознанный и осмысленный подход к инвентаризации поможет масштабироваться и расти без сбоев в процессах. Знать свою ИТ-инфраструктуру ― первый шаг к полному контролю.
Оригинал статьи в журнале "Компьютерра"
Справка
«Инферит ИТМен» — подразделение вендора «Инферит», специализирующееся на разработке инфраструктурного программного обеспечения. В портфеле направления — программа «Инферит ИТМен» для сбора любых данных об ИТ-инфраструктуре, выступает единым агрегатором данных для корпоративных систем управления бизнес процессами. Программа «Инферит ИТМен» включена в единый реестр российского ПО. Код без использования Open Source. Особенность платформы — конвергентная архитектура, встроенный ETL-конвейер и сенсоры для сбора любых данных из любых источников. Применяется с 2011 года в комплексных проектах управления ИТ-инфраструктурой. Архитектура продукта позволяет собирать данные при закрытых периметрах, гео-распределенной и мультивендорной инфраструктуре и при этом соблюдать жесткие требования ИБ-подразделений.
Рынок облачных технологий в России переживает серьёзную трансформацию. Объём рынка облачных инфраструктурных сервисов в 2023 году достиг 121 млрд рублей, к концу 2024 года может вырасти до 162 млрд рублей, к 2028 году — до 464 млрд рублей. Меняется не только объём рынка — трансформируется и природа облачных сервисов.
Допустим, вы попали в 1825 год и пытаетесь объяснить крестьянину, что через 200 лет люди будут общаться через «невидимые волны», а железные ящики станут умнее всех академий. Представили его реакцию? ИТ — это не случайность, а закономерный итог 5 000 лет изобретательства. О том, как мы дошли «от счетных камешков до квантовых процессоров», Мурад Мирзоев, директор по развитию ИТ-вендора «Инферит», рассказал в статье на «Хабре».
Облака развиваются — в 2022 году российский облачный рынок вырос в 1,5 раза до 86 млрд рублей, а в 2023-м — до 121 млрд. Максим Мантуров, директор облачных продуктов «Инферит», раскрывает вопрос одной из наиболее проблемных тем в ИТ — распределение зон ответственности в облачной инфраструктуре.